Очень часто вижу в социальных сетях у педагогов, на сайтах детских центров, клубов фразы о том, что рисование двумя руками развивает межполушарное взаимодействие. Причем многие даже не понимают, а про что это «межполушарное взаимодействие», и как оно развивается на самом-то деле?
Родители, также не понимая, что к чему, но видя модное и необычное слово, конечно же хотят, чтобы у их детишек оно самое развивалось. Ведь за этим обещают внимательность, пятерки в школе и прочие полезные для ребенка блага!
Вначале сразу скажу, что я не против этих упражнений. И мы практикуем их с детишками, но для чего, скажу позже. Поэтому видео к посту здесь вполне осознанное.
🧠 Все мы знаем, что наш мозг состоит из двух полушарий – правого и левого. Каждое имеет свою специализацию. Но при этом они должны работать слаженно, передавая друг другу информацию, взаимно дополняя друг друга. Это основа интеллектуального развития ребенка, развития высших психических функций. Поэтому знать об этом нужно и важно.
Вообще межполушарные связи постепенно формируются к подростковому возрасту (12-15 лет). Дисфункции, недоразвития случаются. Есть определенные красные флажки, по которым мы можем предположить, что не все в порядке в этом вопросе. Кстати, одна из причин школьных трудностей (дисграфия, дислексия, дискалькулия) может скрываться в несформированности межполушарных взаимодействий. Но оставим более глубокий анализ коллегам-нейропсихологам. Все-таки разбираться в синдромах, симптомах и факторах – это их специализация. А мы наблюдаем, фиксируем, предполагаем.
То есть в принципе ничего плохого нет, чтобы помогать детишкам формировать межполушарные связи. Но с помощью ли только двуручного рисования? Научного подтверждения тому, что рисование двумя руками их развивает, нет. Да, обе руки задействованы одновременно, но влияет ли это действительно на работу мозолистого тела?
✏️Так почему же мы периодически с дошкольниками рисуем двумя руками, если дело не в «межполушарке».
Такие упражнения прекрасно тренируют внимание, самоконтроль, пространственно-зрительное восприятие, расширяют поле зрения.
Некоторые правила:
🔴Идем от простого к сложному. Даем детям посильные рисунки. Они и так бывают недовольны своей нерабочей рукой, так как она не слушается и «пишет некрасиво». А если мы сразу дадим нечто замудреное, вряд ли у ребенка будет мотивация корпеть над этим заданием.
🔴Нашим маленьким ученикам должно быть интересно. Можно использовать какие-то сюжеты. Кружочки называть снежками, палочки забором замка злого волшебника. На видео у нас пособие, разрезанное на листы и заламинированное для многоразового использования. Там разной степени сложности рисунки, есть возможность дифференцировать задания.
🔴Если совсем сложно или встречаем сопротивление у ребенка, упражнение можно отложить и использовать другие варианты. Не с бумагой. Вариантов упражнений много. Кинезиоупражнения могут быть тоже альтернативой.
А вообще ходьба, марш, занятия танцами, музыкой, физические упражнения отлично справляются с задачей развития межполушарного взаимодействия.
Друзья, используете ли подобные упражнения в своей практике? Поделитесь в комментариях.