Полезные материалы для родителей

“ДОМАШКА” без войны: советы родителям

Совсем недавно выступала на конференции для родителей. Рассказывала об очень актуальной теме – об алгоритме выполнения домашних заданий. Так, чтобы без слез и истерик со всех сторон.

Да, «домашки» очень часто омрачают семейные вечера. Бывает всякое: от длинных уговоров до вырванных листов из тетрадей, ночные сборы листьев и шишек к окружающему миру, непонятные даже родителями формулировки, переписки с другими родителями и пр.

Итак, наша цель — не просто выполнить уроки, а сохранить нервы и интерес к учебе. Что можно посоветовать:

Дайте мозгу «перезагрузиться» после школы

Представьте, что ваш ребенок — это батарейка. За 5-6 уроков в школе он полностью разрядился. Требовать от него сразу сесть за уроки — все равно что пытаться завести машину с севшим аккумулятором. Энергии на интеллектуальную деятельность нет. Без этой базы делать ничего не возможно (если только не «за ребенка», но мы то так не делаем, правда?)

Что делать? Организуйте час правильного отдыха. 1-1.5 часа после школы — это как раз время перезагрузки. Без гаджетов! Можно погулять, поесть, просто полежать, послушать музыку. Это необходимо мозгу, чтобы переработать полученную информацию и восстановить силы. Время перед телевизором или в компьютерных играх вовсе не про отдых для мозга.

Сначала — лёгкое, потом — сложное

Наш мозг любит чувство успеха. Начните с того предмета, который дается ребенку легко. Решил 2 легких примера? Отлично! Мозг получил порцию дофамина — гормона удовольствия. Теперь он готов к более сложным задачам. Если начать со сложного и столкнуться с неудачей, мотивация испарится мгновенно.

Но бывает все индивидуально. Есть дети, кто любит сначала сделать сложное. Моя дочь, например, всегда делает уроки так. Говорит, ей так легче. Напрячься вначале, а потом уже делать легкое.

Дробим большие задачи на «порции»

Большое задание по чтению или проектная работа пугают масштабом. Мозг видит огромную гору и отказывается на нее забираться. Родители в таких случаях любят «помогать». Видим, как сложно ребенку, как он сопротивляется и тут же начинаем делать все сами. Нашему ученику остается только принести готовое на урок.

Что делать? Разбейте задание на маленькие шаги. Не «прочитать 10 страниц», а:

  • прочитать 2 страницы.
  • перерыв 5 минут (попрыгать, попить воды, повисеть на шведской стенке).
  • прочитать еще 2 страницы.

Каждый выполненный шаг — это маленькая победа, которая мотивирует идти дальше. Можно эти ступеньки измерять в чем-то материальном (фишки, жетоны, пуговицы), складывая их в банку. Потом увидим, как она наполнилась!

Двигайтесь! Мозг любит движение

Сидеть неподвижно час, а то и больше — неестественно для ребенка, особенно, если мы говорим про учеников начальных классов. Мозг лучше работает, когда тело в движении. Используйте это!

· Делайте физминутки» между заданиями можно поприседать, покрутить плечами, потанцевать под одну песню или поактивничать на шведской стенке.

· Устные предметы на ходу: таблицу умножения или стих можно повторять, расхаживая по комнате или даже прыгая на месте. Проверено, работает.

Создайте четкий ритуал и рабочее место

Мозг любит предсказуемость. Если «сидение за уроками» всегда происходит в одно и то же время, на одном и том же столе, это становится привычкой. Снижается внутреннее сопротивление.

Уберите со стола все лишнее (телефон, игрушки), оставьте только нужные учебники и тетради. Это помогает мозгу настроиться на рабочий лад. Особенно этот пункт важен для детей с дефицитом внимания! Меньше стимулов, чтобы отвлекаться.

Вы — не учитель, вы — поддержка! У каждого своя роль!

Ваша задача не решать задачки за ребенка, а создать условия и поддержать. Если что-то не получается, не спешите давать готовый ответ. Спросите: «С чего можно начать? Какую тему проходили? Давай разберемся вместе». Ваше спокойствие — лучший помощник. Если чувствуете, что зашли в тупик и нервы начинают шалить, лучше отложите задание и вернитесь к нему позже или утром. Если все-таки нужно сделать сегодня, подышите, выпейте вкусный чай, выйдете на балкон, прогуляйтесь до ближайшей пекарни. Наверняка, у вас есть свои способы восстановления спокойствия. Ищем свой дзен!

Итак, краткий план идеального вечера с уроками:

  1. Школа → Отдых (1-1.5 часа).
  2. Начало: легкий предмет для настроя.
  3. Процесс: Чередуем предметы (письменные/устные) и делаем короткие подвижные перерывы.
  4. Завершение: Обязательно похвалите за усилия, а не только за результат: «Я видел, как ты старался! Молодец, что не сдался».

Помните, наша главная цель — не безупречно сделанное домашнее задание, а сохраненные теплые отношения и желание ребенка узнавать новое.

Подробный ГАЙД с советами о выполнении домашних заданий прикрепляю. ГАЙД домашние задания

С заботой о вашем спокойствии, Алена Анатольевна.