МАТЕМАТИКА – царица наук. Один из главных школьных предметов. Часто у учеников отношения с ней не складываются. То задачки даются с трудом, то этот злополучный переход через десяток в голове не укладывается. А как таблица умножения начинается, то все.. мир рушится.
Как сделать так, чтобы в школе все получалось? Примеры щелкались как орешки, а любая задача решалась на раз два. Логично заложить грамотный фундамент до школы. Занятия по подготовке к школе, бытовая математика вокруг нас, развитие мышления должны быть четко встроены в систему работы с ребенком в этом направлении.
🎯 Итак, наша цель: подготовка детей к грамотному усвоению и пониманию программного материала по математике в школе.
Что должен знать и уметь ребенок к школе:
✖️Знать цифры, числа в пределах 20, уметь перечислять их в прямом и обратном порядке
✖️Знать «соседей» числа, уметь восстанавливать числовой ряд
✖️Знать состав чисел в пределах 10
✖️Узнавать и понимать математические знаки + – =
✖️Уметь сравнивать количество предметов и числа
✖️Уметь решать примеры в пределах 10
✖️Уметь решать простые арифметические задачи
✖️Знать плоские и объемные геометрические фигуры.
Темы определены. Теперь встраиваем их в программу занятий.
Основные 5 правил в обучении:
1. Работаем с ребенком в зоне ближайшего развития.
2. Работаем в системе, регулярно
3. Вызываем интерес
4. Педагогику “вплетаем” в жизнь вокруг нас.
5. Отслеживание результатов, достижение главной цели
Но если бы все так было легко, не было бы сложно.
Работа на описанном уровне – это один из паззлов в обучении дошкольной математике.
Нейропедагогический подход включает в себя более глубокую работу в разных направлениях.
✅ Во-первых, мы помним, что всегда идем ОТ РЕБЕНКА. В связи с этим может быть много нюансов. Уровень развития, психологические, поведенческие, соматические особенности часто вносят свои коррективы в обучение. Предельно внимательно выясняем все на диагностике, отмечаем дисфункции в работе мозга, если таковые имеются. Составляем карту развития ребенка.
Учитываем сильные и слабые стороны ребенка. Через что «подавать» тему. Как лучше усваивается, как вытягивать «слабое». Как работает память, насколько развиты различные свойства внимания, операции мышления. Какие анализаторы более развиты. Нам тоже все это пригодится в выстраивании работы с учеником.
✅ Непременно вводим все темы через тело. Начинаем с подробного изучения своего тела. Потом пространства вокруг себя. Пространственные представления в освоении математики во главе угла. При этом трогать, ощущать, прыгать, двигаться, пересчитывать, перекладывать, раскладывать и даже поедать – нужно. Это естественные механизмы познания в дошкольном возрасте. Подвижные игры, всевозможные варианты счетного материала, математические дорожки, коврики, предметы, персонажи – пригодится все.
✅ Параллельно с математическими темами, нужно развивать ребенка и с других сторон. Многие процессы питают математическую почву. Например, разностороннее развитие логического мышления, разных видов памяти также нам необходимо.
✅ И обязательно связываем математику с миром вокруг себя. Ребенок должен понять, что это не абстрактная наука, она рядом. Ходим в магазины, считаем деньги, сдачу, взвешиваем, измеряем, готовим по рецепту, решаем задачки из жизненных ситуаций. Это все математика.
Всем успехов, вдохновения и легкости в обучении этой науке.