Ребенок с трудом улавливает общий смысл истории или рассказа, теряет нить, пропускает важные моменты. Казалось бы слушает, но не слышит. Инструкции нужно повторить не один раз, чтобы стало понятно. Трудно сосредоточиться на звуковом материале: написании диктантов, решении устных задач… Про таких еще говорят – “в одно ухо влетело, в другое вылетело”. Знакомая ситуация?
Одна из причин всего этого – слабо развитая слухоречевая память. А это, между прочим, основа успешного обучения. Около 70 процентов информации в школе дается через слуховой анализатор. Если мы не обратим внимание на этот факт – неуспешность нашего ученика гарантирована. Поэтому начинаем развивать этот вид памяти с дошкольного возраста.
Слухоречевая память – это способность воспринимать на слух, запоминать, удерживать и при необходимости воспроизводить полученную информацию. Есть правило: ребенок должен запоминать столько слов, сколько ему лет.
Вашему вниманию ТОП 5 проверенных игр для развития этого вида памяти.
Наш любимый СНЕЖНЫЙ КОМ
Практикуем постоянно в любом формате (пример на видео). Объем памяти при постоянных тренировках увеличивает отлично. Можно играть в дороге, в семейном кругу.
Выбирает тему. Например “Зоопарк”. Начинаем с предложения “Я была в зоопарке и видела там медведя.” Ребенок воспроизводит мое слово и добавляет свое. “Я был в зоопарке и видел там медведя и лису”. И так, по очереди повторяем предложение со всеми словами, прибавляя свое. Снежный ком растет до нужного нам количества слов. Поначалу многим детям очень тяжело.
МАГАЗИН
Отправляемся в магазин и составляем список продуктов. Взрослый говорит, что нужно купить, ребенок запоминает и повторяет. Чем старше ребенок, тем больше должно быть в него в списке. Можно обыграть это с игрушечными продуктами в ролевой игре.
Кстати, взрослым для тренировки памяти рекомендуют ходить за покупками без списков, чтобы к старости мозг не переставал работать.
ЭСТАФЕТА (“повтори – продолжи”)
2 варианта: 1-й – выбираем лексическую тему и собираем слова (механика игры “снежный ком”). Посуда: чашка, половник, стакан, тарелка..
2-й вариант – характеризуем предмет. Книга: толстая, с яркой обложкой, про животных, много страниц, с красивыми иллюстрациями..
Для более взрослых детей можно усложнять инструкцию
СКАЗКА
Сочиняем историю или сказку. С каждого по предложению. По очереди проговариваем и запоминаем получившееся повествование. Часто это бывает очень весело. А когда веселье с пользой, это здорово!
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Запоминаем имена. Придумываем героя, у которого день рождения, и собираем гостей. У каждого свое имя. Вначале также можно приглашать небольшое количество друзей, потом увеличивать. Использовать можно кукол, животных, мягких игрушек и пр. Называем по имени всех, кто пришел на день рождения.
На самом деле подобных игр множество. Главное использовать их регулярно! Можно играть с мячом, параллельно тренируя тело и развивая крупную моторику.
Но что делать, если ребенок очень активный и не сидит на месте?
Добавлю бонусом еще одну игру с движениями. Назовем ее “ДЕЙСТВУЙ” Взрослый предлагает ребенку выполнить многоступенчатую инструкцию. Начать можно с двух заданий в одной просьбе: подбеги к двери, постучись в нее 3 раза и возвращайся. Далее усложняем: подбеги к двери, постучись в нее 3 раза, 4 раза хлопни в ладоши и возвращайся и т.д. Здесь и внимание, и слуховая память на удержание инструкции, регуляция своих действий и мотивация! Можно использовать игру в качестве переменки.
Ребенок с трудом улавливает общий смысл истории или рассказа, теряет нить, пропускает важные моменты?
02
Авг