Полезное

Давайте сегодня поговорим о роли родителя в образовательном процессе?

Не буду сегодня читать нотаций на тему обязанностей мам и пап, не буду делиться мыслями, почему современные родители так активно пестуют своих детей и совершенно не хотят замечать реальные проблемы в развитии, не стану давать советы, как и что лучше делать, чтобы родительство все-таки было в удовольствие. Об этих «нюансах» расскажу как-нибудь в другой раз, если будет интересно)

Сегодня покажу вам треугольник отношений, в который включены все участники образовательного процесса (можно рассмотреть этот процесс как условно коррекционный, в том числе), где от включенности каждого зависит итоговый результат.

Итак, в треугольнике у нас всегда находятся сам ученик, с которым будет вестись работа, специалист (например, педагог), который будет организовывать тот самый процесс обучения и… родитель (то есть тот самый значимый взрослый для ребенка).


Казалось бы, причем здесь родитель? Да, он принимает решение, что ребенка нужно показать специалисту, который окажет профессиональную помощь. Родитель сам выбирает этого самого специалиста (хотя, порой почему-то взрослый человек «доверяет» этот выбор своему еще не взрослому ребенку: «А тебе нравится эта тетя? Будешь к ней ходить заниматься?) Родитель оплачивает услуги (то есть занятия). Родитель ждет результата. Но этот же родитель забывает, что ребенок посещает занятия специалиста лишь условные 2 раза в неделю (это, если он не болеет, не уезжает в отпуск и не пропускает занятия по каким-то другим причинам), а все остальное время этот же самый ребенок проводит время в семье, с родителями.

И эти родители как-то реагируют на успехи или неудачи ребенка, высказываются в его адрес, помогают (или не помогают) закреплять изучаемый материал, выполняют (или не выполняют) рекомендации специалиста, а еще транслируют своему ребенку свои собственные проекции и ожидания, с коими справиться маленькому человеку часто бывает не под силу.



Давайте на примере: девочка Настя заканчивает 2-й класс, чтение дается Насте с трудом. В классе дети уже начали над ней подшучивать, а учитель нервно вздыхать, когда подходит очередь Насти читать на уроках вслух. При этом девочка очень старательная, с уроками сидит допоздна и искренне пытается улучшить технику чтения многократным повтором чтения предложенных текстов.

Мама без конца вздыхает: «Ну в кого ты такая? Так и будут над тобой смеяться!» Наконец, мама решила отвести Настю на занятия к нейропедагогу, очень внимательному специалисту. Она тут же обнаружила причины трудностей у ребенка и рекомендовала посетить диагностику нейропсихолога. Мама лишь вздыхает: «Некогда нам по психологам ходить! Поработайте с Настей над чтением, это же ваше дело. А то так и будут над ней смеяться». Услышала ли мама рекомендацию специалиста? Нет. Но ответственность на себя взять тоже не захотела.

И вот Настя стала работать с педагогом, потихонечку стали появляться улучшения в чтении: и скорость чуть подросла, и понимание появилось, и улыбаться девочка начала, когда ее на занятиях педагог хвалит. Но стоит Насте начать читать рядом с мамой дома, голова тут же вжимается в плечи, язык будет не слушается и снова появляются ошибки… А мама лишь еще пуще вздыхает: «Ну вот, никакого толка ни от тебя, ни от занятий…»

Что же происходит? Речь тут о маминых ожиданиях, она думала, что пара занятий и чтения наладится. А еще она не думает о том, что ребенка надо принимать и поддерживать, хвалить тревожную Настю даже за самые маленькие успехи, чтобы ребенок в своем движении мог опереться на своего значимого взрослого.

Поэтому роль мамы в успехе, в достижении желаемого результата в этом треугольнике весьма очевидна. Не будет мама менять свое отношение к ребенку, не начнет по-другому реагировать на результаты, никакой педагог не сможет дать устойчивый результат. Поэтому родителям мы почти всегда рекомендуем поработать отдельно со специалистом, организовать помощь и поддержку своему ребенку.

А как же специалист? Мы же такие деньги платим! Еще и участвовать?

Давайте объясню на примере женских штучек)

Например, у вас есть задача: привести в порядок свои руки, сделать и сохранить ноготки красивыми и ухоженными. Что вы делаете? Вы выбираете мастера маникюра, идете в салон, платите деньги, доверяете свои руки специалисту. Он хорошо и качественно выполняет свою работу. И в конце процедуры выдает вам рекомендации: как ухаживать, чтобы кожа оставалась такой же мягкой и нежной, как сохранить цвет ноготков, в какой момент надевать перчатки и что делать, если вдруг ноготок повредится.

Вы благодарно киваете, уходите и… ничего не выполняете. И растения любимые пересаживаете «голыми руками», и посуду моете с химией, и ножом кухонным неаккуратно орудуете… Останутся ли ваши руки столь нежными и прекрасными? Вряд ли. Виноват ли в этом мастер? Нет, он прекрасно справился со своей частью работы! Поэтому, если вы все же хотите иметь устойчивый результат, вы станете соблюдать все рекомендации и будете радоваться своему прекрасному маникюру.

Почему же с детьми мы поступаем не так? Хотим результат, но не помогаем им выполнять домашние задания. Хотим искренне помочь, но не слышим конкретных рекомендаций. Ищем лучшего специалиста, но игнорируем его задания.

Ответственность за детей, за их образование, всегда лежит на родителях. Как бы это странно не звучало. Поэтому и начинать надо именно с себя: учиться себя слышать, заботиться о себе, чтобы быть опорой своим детям. И помнить про треугольник, точнее, какую роль играют родители в образовательном процессе.

Татьяна Мировская, психолог, коуч, нейропедагог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *